?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О банках и «банковских рисках» – что должен знать каждый. Часть 2 – Категории банков.
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Итак, после «небольшого» перерыва, продолжим, и вернемся к категориям банков. Какие банки бывают с точки зрения рисков и в чем их отличия с точки зрения рисков?

Крупнейшие федеральные банки с «государственной составляющей» и, в первую очередь, Сбербанк и ВТБ:
- хорошие профессиональные юристы, которые подключаются при спорах на «большие суммы»;
- высокий уровень претензионной работы по мошенническим операциям по банковским картам при «больших суммах» - с платежными системами работает «одна точка входа», в которой работают профессионалы;   
- неплохая служба безопасности, которая обычно «не перегибает палок»;
- высокая текучесть персонала, которая влияет на качество работы – ваше заявление по мошенническим операциям с банковскими картами запросто могут потерять, «забыть», несвоевременно обработать (нарушив тем самым Правила платежных систем);
- нормальное состояние IT, которое касается обработки и резервного хранения данных, выпуска карт;
- любые решения принимаются на основании соответствующих инструкций (за исключением случаев «самодеятельности персонала» - обычно до уровня «Директор отделения» включительно).
  
Крупные федеральные банки с «надежной» репутацией без «явной примеси иностранного капитала» (естественно применимо к проблеме «отзыва лицензии»), такие как Альфа Банк,  Промсвязьбанк, БИНБАНК. Главное отличие этой категории банков от предыдущей:
– меньший уровень текучести, как следствие меньше рисков получить финансовые проблемы и потери вследствие явных ошибок персонала;
- уровень принятия решения не всегда зависит от нормативной документации и нередко «делегируется» на региональные уровни.

Крупные федеральные банки с «примесью иностранного капитала», Райффазенбанк, РОСБАНК,  ЮниКредит Банк.
 - здесь уровень принятия решений похож на банки с «государственной составляющей».

«Высокотехнологичные» банки, работающие на федеральном уровне, такие как Тинькофф Банк, Связной (тот самый,  у которого отозвали лицензию) и др.:
- агрессивная маркетинговая политика с упором на технологичность;
- явное влияние владельца бизнеса (обычно банк принадлежит одному человеку, который имеет «побочный бизнес») на принятие решений в банке;
- отличные юристы;
- хороший уровень IT с постоянными обновлениями программ и внедрением новых технологий;
- сложная доступность сотрудников для коммуникаций при возникновении спорных и проблемных ситуаций.

Крупные и средние банки, работающие на федеральном уровне и имеющие «подмоченную» репутацию с точки зрения надежности (периодическое наличие «новостей» на тему, связанную с банкротством, сменой руководства, продажей или поглощением, высокрисковыми операциями, проблемами с ликвидностью, крупными не возвращаемыми кредитами и т.д.), например, УРАЛСИБ, МДМ и пр.
- повышение текучести и снижение уровня «надежности» и профессионализма персонала на всех участках, в т.ч., затрагивающих процессы, связанные с претензионной работой;
- разновекторное изменение уровней принятия решений по тем или иным вопросам, связанным с претензионной работой («крупные» проблемы передаются «наверх» для «ручного» принятия решений, а решение «мелких» проблем «делегируется» на уровень руководителя ДО или отделения).

«Средние» банки (не входят в топ-50), работающие на федеральном уровне – имеют схожие характеристики с региональными банками, про которые поговорим ниже.

Региональные банки также делятся на несколько типов – «технологичные» с большим количеством филиалов (обычно также владелец бизнеса управляет банком в «ручном управлении», банку свойственна высокая текучесть кадров), консервативные с большим количеством филиалов (один или несколько владельцев банка не очень сильно вмешиваются в работу банка), небольшие банки с небольшим количеством филиалов (меньше 10 или постоянно уменьшающимся количеством филиалов).

Региональные банки характеризуются высокой степенью принятия решений, связанных с инцидентами и претензионной работой «в ручном режиме» (в очень многих региональных банках нет отдельного нормативного документа, регулирующего претензионную работу и работу с инцидентами) и недостаточно высокий уровень профессионализма сотрудников (очень мало сотрудников знают тонкости и нюансы претензионной работы и имеют достаточный практичекий опыт).

В следующих постах мы разберем, как характеристики и категории банков влияют на риски и каким должен быть механизм отслеживания изменения рисков для клиентов банка той или иной категории.