?

Log in

No account? Create an account
10 идей для IT-стартапов
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Как и обещал, перечень 10 идей для IT-стартапов, которые я хотел бы когда-нибудь реализовать, т.к. есть понимание, как это сделать, но пока нет ресурсов на их реализацию. Основная причина, по которой я выбрал именно эти идеи – простая и понятная система продаж и высокая востребованность этих сервисов.

1. Социально-игровая финансовая сеть нового поколения.
Существующие социальные сети совсем не имеют никаких игровых и конкурентно-мотивационных механизмов, недостаточно персонализированы и визуализированы, и совсем «не заточены» под реализацию бизнес-проектов и управление финансами.

2. Краудфандинговая модель ведения небольшого бизнеса – парикмахерские, автомойки,  кафе, небольшие магазины шаговой доступности – там, где обычные люди постоянно тратят деньги.
Оформление «покупки акций» должно автоматизировано осуществляться прямо в торговой точке. «Наглядная отчетность» - в самой торговой точке и на специальном сайте, на котором также можно купить и продать акции и получить дивиденды.

3. Игра «Стань банкиром».
Я длительное время работал в банковской сфере и много раз сталкивался с необходимостью проведения обучения сотрудников не только в области профессиональных знаний (банковские продукты, тарифы, бизнес-процессы), но и развития управленческих качеств. Плюс, общаясь с народом на вебинарах «Как управлять своим Начальником»), пришел к выводу, что если совместить обучение с игрой, то это будет достаточно интересный продукт. Суть игры проста – новый сотрудник поступает на работу в банк и начинает проходить «уровни» - должности, изучая популярные банковские продукты и развивая свои управленческие навыки, путем знакомства с «бюрократией в банке» (служебные записки, отчеты, совещания, корпоративная почта, аттестации и т.д. и т.п.). Его могут уволить (и тогда все с начала) или повысить в должности, где будут новые типы руководителей, новые задачи и т.д. и т.п.

4. «Корпоративный университет».
Еще один проект в области обучения. Организации тратят кучу денег и ставят себе специальное ПО, разрабатывая собственные системы обучения. Сделать один нормальный сервис, который позволит компаниям очень просто самостоятельно размещать нужный учебный курс, проводить тестирование сотрудников и автоматически формировать отчетность. Почему-то куча существующих сервисов никак не может эффективно реализовать эту простую идею.

5. Портал по покупке и продаже недвижимости «без риэлторов».
Сделать достаточно просто, тем более, что в других видах бизнеса подобные решения уже существуют. Точнее много деталей, которые нужно реализовывать, но ничего особо хитрого нет. Система «самонастриваемая» и не потребует дорогого администрирования, достоверность базы недвижимости и пользователей также будет достаточно высокая. Пользоваться ею будут покупатели, продавцы и естественно риэлторы (официально зарегистрировавшись риэлторами). «Замаскированные» под продавцов и покупателей риэлторы, а также «липовые» объекты будут автоматически вычищаться.

6. Интернет-CRM-конструктор
По-прежнему потребность в таком продукте очень высока. Человек, далекий от программировании, но знакомый с логикой, должен иметь возможность настроить «под себя» поля, параметры и функционал CRM. Такие продукты есть, но они локальные и не работают через Интернет. Остался следующий шаг – перенести этот функционал в Интернет.  

7. Сервис по лидогенерации
Нормальный аукционный сервис по лидогенерации безусловно будет востребован, с учетом роста стоимости контекстной рекламы (особенно в Яндексе).

8. Поисковая система для товаров и услуг
Тенденции бизнеса - более узкая специализация, которая дает более качественный результат. Поисковые системы уже сделали в поиске категории «Картинки», «Новости», «Видео», «Книги». Надо идти дальше.

9. Простенький сервис по продвижению в соцсетях, основанный на поиске и определении целевого клиентского сегмента и активации коммуникаций с этим клиентским сегментом.

10. Бесплатное такси.
Здесь, я думаю, логика и дея понятны.

Как начать свой бизнес или основы конкурентоспособности
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd


Недавно пообщался с человеком, который еще работает «на дядю», но уже очень сильно мечтает перейти в разряд людей «сам себе хозяин». Говорили, в том числе и о том, какие условия необходимы, чтобы успешно «стартануть».

При выборе сегмента, в котором можно начинать стартап, нужно отталкиваться от следующих простых и, в общем-то, очевидных вещей.

Первая, но не главная вещь – это наличие ресурсов для стартапа плюс «подушка безопасности» на полгода, а лучше на год (если что-то «пойдет не так») ДО НАЧАЛА СТАРТАПА. Под ресурсами нужно понимать деньги (или оборудование, которое можно на них купить), человеческие ресурсы (если для открытия бизнеса нужны еще люди) и время для реализации проекта.

Но самая главная вещь – это Идея Бизнеса. Я часто встречаю – «Я хочу заниматься IT-аутсорсингом», «Я хочу открыть рекламное агентство» и т.д. и т.п. Однако, такая постановка вопроса не всегда правильная. Дело в том, что первый вопрос, который должен задеть себе начинающий предприниматель – это не «Что я буду делать?», а «Как я буду продавать свою услугу или товар и чем мой товар или услуга лучше, чем у конкурентов? ». Отсюда и очевидный выбор – выбирайте для бизнеса нишу, которая наиболее Вам знакома и которая наиболее востребована сегодня.

А какие бизнес-направления востребованы сегодня в наше непростое время. По большому счету, с учетом того, что проще начинать новый бизнес с оказания услуг или интернет-стартапа, т.к. требуется гораздо меньше ресурсов (финансов), то их всего три:
- продажи;
- продажи;
- продажи.

Конкуренция возрастает, расходы на персонал оптимизируются, а затраты на контекстную рекламу растут экспоненциально, а значит людям нужны услуги в области продаж – все что связано с привлечением клиентов. Либо продавайте востребованную уникальную услугу или товар (это очень сложно), а в идеале, просто совместите «уникальность» с «продажами». В следующем посте я напишу 10 идей для стартапов в области IT, которые я когда-нибудь хотел бы реализовать, потому что знаю «как это сделать», но на которые у меня, пока, просто нет ресурсов. И все эти идеи связаны с продажами.   

Как формируется «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата Краснодарского края"
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Уж не знаю, кто, как и на каком основании составлял список рассылки, но я, в числе 8 других счастливчиков (именно столько адресатов стоит в списке рассылки) получил сегодня просто замечательное письмо.

Пожалуй, процитирую его дословно:

«Уважаемые предприниматели!
С целью подготовки министерством экономики Краснодарского края проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Краснодарском крае и оценки уровня удовлетворенности бизнес-сообщества состоянием инвестиционного климата в муниципальном образовании город Краснодар просим рассмотреть возможность участия в опросе (анкетировании) согласно направляемым в Ваш адрес приложениям.
Заполненные приложения просим прислать на e-mail: ____________ в возможно сжатые сроки.»


Без подписи и имени отправителя (судя по адресу отправителя, эта просьба пришла из Отдела развития малого и среднего предпринимательства департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар).

В письме были приложены два файла в формате xls.

В одном (Приложение №1) – таблица, содержащая столбцы ФИО, должность, место работы, ОГРН предприятия, телефон, E-mail, Направление, Комментарии и Примечание - * включение субъекта предпринимательской деятельности (его представителя) в базу региональных респондентов Краснодарского края без его предварительного уведомления не допускается.

Во втором файле (Приложение №2, Рабочее) – таблица на 32 страницах (7 в высоту и 4 в ширину), где необходимо дать оценку от 1 до 5 по разным вопросам:
– профессионализм сотрудников органов выдачи лицензий;
- время подключения к газопроводу;
- количество точек постановки на кадастровый учет в населенном пункте;
- и т.д. и т.п.

Причем требования к респондентам, которые должны заполнять данный документ (общество с ограниченной ответственностью, строительная, транспортная или медицинская компания, открытые в 2015 году, на меня не распространяются).

А ведь кто-то потом, наверное, будет агрегировать все данные, сводя их руками в одну общую excel-таблицу, в которой и будет подсчитан итоговый результат.

Так и хочется сказать авторам этой затеи: «Пожалуйста, не надо нам никаких национальных рейтингов! Уже все понятно – все очень плохо с профессионализмом и инвестиционной привлекательностью, если сегодня для того, чтобы провести опрос органы власти рассылают такие таблицы в формате эксель и просят их заполнения».

Неужели так трудно сделать на своем сайте нормальный опросник и прислать на него ссылку только тем, кто действительно должен в нем участвовать? Или, еще лучше, сразу контролировать вопросы качества непосредственно в месте получения услуги и уже потом автоматически обрабатывать готовые данные?

Про реинжиниринг
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd

Несколько слов о реинжиниринге. Вроде бы простая вещь, проанализировать существующие бизнес-процессы и предложить (а затем и внедрить) принципиально новые решения для достижения максимального эффекта. Однако на практике штука эта очень не простая.

Во-первых, надо понять, зачем что-либо нужно менять. Какие цели нужно достигнуть при кардинальных изменениях? Ведь можно что-то менять плавно, поэтапно (так происходят изменения, например, при "бережливом" производстве"), а можно кардинально "все сломать" и "заново построить", однако для этого нужны достаточные основания и понимание "владельцев процессов" зачем и почему нужно все ломать и что в итоге должно быть построено и какие цели должны быть достигнуты. Т.е. цели реинжиниринга всегда первичны и "владельцы процессов" должны их четко понимать и принимать.

Во-вторых, на практике всегда сталкиваешься с такими вещами, как приоритетность. Если изменения кардинальные (внедрение нового ПО, в котором будут работать все сотрудники компании, изменения в "цепочке" процессов при проектных продажах, использование нового оборудования или новых технологий и т.д. и т.п.), то часто, при внедрении, возникает вопрос, что нужно делать в первую очередь, что во-вторую, а что в третью. И ошибка с определением приоритетности всегда ведет к проблемам при внедрении. Проекты очень часто "вязнут" при отсутствии учета "мелочей" или при реорганизации бухгалтерии или  финансовых подразделений,так что эти подразделения нужно "реформировать" в последнюю очередь.

Третьим важным моментом является безусловная поддержка руководства компании проводимым изменениям. Если у руководства будут хоть малейшие сомнения либо оно "отдаст" процесс реинжениринга "на откуп" кому-либо, то "пиши пропало". Стойкое противодействие персонала вводимым изменениям "убьют" проект и никаких изменений достигнуто не будет.

Очень часто успешный реинжиниринг бывает при "шоковом" варианте вводимых изменений, когда проходит независимая подготовка, в которой рядовой персонал участвует только в качестве опрашиваемой стороны, потом готовяться изменения и в "час Х" "включается рубильник" и компания начинает "жить по-новому". Через какое-то (достаточно непродолжительное) время сотрудники "успокаиваются" и можно оценивать результаты фактических изменений. (Помню случай, когда после реинжиниринга - при изменении бизнес-процессов на одной сети АЗС, уволились 100% операторов - не смогли "жить по-новому" (получать "левый" доход "по-старому"). При этом прибыль владельца сети АЗС сразу удвоилась.).

Если есть возможность, то правильнее делать "пилотные" проекты, чем эксперементировать на всей компании в целом - надо понимать что риски при реинжиниринге все-таки существенные, но и результаты тоже могут быть существенные.

На тему реинжиниринга написано масса книжек. Пару книг я порекомендую. Во-перых, книгу Майкла Хаммера "Реинжиниринг корпораций". Манифест революции в бизнесе". А во-вторых, в связи с тем, что часто реинжиниринг проводиться именно в IT-сфере, книгу Николаса Карра "Блеск и нищета информационных технологий". Это разные книги, но они дают определенное понимание того, что такое реинжиниринг и когда и зачем он нужен, а когда он не нужен и просто вреден.

Кстати, угадайте, сколько сотен миллионов рублей взял Артемий Лебедев за проект по оказанию услуг по разработке коммуникационной кампании по созданию положительного имиджа
Московского метрополитена и является ли этот проект реинжиниринговым?

Государственная франщиза = импортозамещение + военная ипотека
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Очень много говорят о проблемах развития малого бизнеса и неэффективности государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Выделяются огромные деньги на субсидии, а отдачи не видно – деньги вылетают в трубу. Причин несколько, здесь и недостаточный контроль за исполнением бизнес-планов, и «мутный»  процесс выдачи субсидий и недостаточные компетенции (и прочие «недостатки») чиновников, принимающих решение выдавать или не выдавать субсидию на основании тех или иных документов и общая неэффективность самого процесса субсидирования.

А ведь есть достаточно успешный пример, когда государство централизовано системно пытается решить проблемы, связанные с жилищным строительством. Создано Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), разработаны специальные стандарты и программы и банки выдают типовые кредиты на приобретение жилья. Все просто и прозрачно и, главное, работает.

Аналогичную схему можно использовать и в сельском хозяйстве. Для этого нужно разработать типовые проекты (открытие фермы, открытие мини-консервного завода, создание овощехранилища, открытие фермерского магазина и т.д.). В рамках таких типовых проектов прописано использование только стандартного оборудования (которое оформляется в залог), а также прописаны стандартные требования по оформлению помещений и продукции, обучению персонала и т.д. и т.п.

Т.е. речь идет фактически о государственной франшизе, где четко прописываются все условия создания и функционирования типового бизнеса. И такая схема будет гораздо эффективнее работать, чем существующая сегодня система субсидирования малого бизнеса.

Несколько простых слов про нейминг и брендинг
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
В случаях, когда стоит задача выбора имени компании, заведения, продукта, услуги или формирование бренда, важно учитывать все факторы, которые могут, так или иначе, усилить продажи и повлиять на увеличение лояльности и повышение узнаваемости бренда.

При выборе имени и формировании бренда важно обратить внимание на следующие составляющие (категории бренда):
- наглядность;
- узнаваемость;
- позиционирование;
- описание конкурентных преимуществ;
- собственный визуальный образ;
- особенности. 

К факторам, существенно влияющим на формирование бренда, прежде всего, относятся особенности, основные потребности и предпочтения основного клиентского сегмента. Так, название или бренд должны четко ассоциироваться у клиентов с продуктом, услугой или местом через связь с эмоциями, воспоминаниями или ожиданиями.

При этом название или бренд должны нести в себе следующие основные функции:
- индивидуальность – краткая и наглядная информация о компании, заведении, продукте или услуге, которая имеется или дается покупателю;
- безопасность – покупка товара или услуги должна соответствовать ожиданиям клиентов и снижать их сомнения, связанные с качеством предоставления товара или услуги;
конкурентоспособность – бренд должен выделяться на фоне конкурентов и показывать свою уникальность.

Другими важными факторами, которые часто необходимо учитывать при формировании бренда, часто являются:
- правильный выбор доменного имени;
- географические и визуальные особенности местности, помещения или проживания клиентского сегмента;
- особенности дизайна помещения или продукта;
- характеристики самого продукта или предоставляемых услуг, их особенности и конкурентные преимущества;
- прочие значимые факторы. 

Вроде бы все вышесказанное очевидно, но как много компаний и предпринимателей при выборе названия/бренда забиывают про это.

При формировании личного бренда для людей творческих профессий также есть ряд особенностей. Если основной клиентский сегмент составляют VIP-клиенты, то подход к формированию бренда тоже будет существенно отличаться от подхода при формировании бренда для клиентов, которые хотят приобрести товар или услугу подешевле (потребность «экономия»).

Что лучше: сайт-визитка или лендинг?
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Многие предприниматели, перед которыми стоит вопрос привлечения клиентов через Интернет, задаются вопросом – что лучше, сделать сайт-визитку или специализированный лендинг.

Многие считают, что создание лендинга дешевле и такая специализированная посадочная страница будет привлекать больше потенциальных клиентов за счет своего дизайна, «заточенного» под продажи.   

Однако в своем большинстве это мнение ошибочно и все зависит от типа товаров или услуг, которые необходимо продать, а также от клиентского сегмента (возраст и сфера деятельности) и основных потребностей клиентского сегмента.

Во-первых, для B2B сегмента, когда осуществляется продажа товаров и услуг юридическим лицам, почти во всех случаях (может быть только за исключением продаж «на мероприятия»), предпочтительнее сайт-визитка. Дело в том, что лица, которые принимают решения о покупке/продаже (ЛПР) (особенно с «техническим» уклоном – IT, строительство, техника, проекты и пр.) часто бывают достаточно консервативны и ко всему новому (а многие люди все еще оценивают лендинги как новую форму сайтов) относятся с определенным недоверием и скептицизмом. Плюс, раз новое, значит, нет длительной истории компании или устоявшейся репутации (а именно вопросы, связанные с безопасностью и репутацией компании-продавца для многих клиентов, как юридических лиц, так и физических лиц, являются определяющими при инициации коммуникации или совершении покупки). Опять-таки  многие чисто психологически (часто подсознательно) рассуждают так: раз лендинг, значит «дешево», а раз «дешево», то и «не всегда качественно» (хотя сейчас сайт-визитка по стоимости сравнима с лендингом).

Во-вторых, при SEO-продвижении, сайт-визитку во многом проще продвигать, чем лендинг (особенно если сайт сделан в html, а не на каком-нибудь движке, который не очень хорошо «дружит» с поисковыми системами).

В-третьих, при использовании контекстной рекламы от Google или Яндекс разницы никакой нет. Да и дизайн сайта-визитки можно также «заточить» на продажи.

Однако есть товары, для которых лучше использовать именно лендинги. Прежде всего, это определенные товары (игрушки, бижутерия, гаджеты, пр.) и услуги для физических лиц, моложе 25 лет с продажами через социальные сети, акции и «купонные» механизмы. Эта категория клиентов уже достаточно привыкла к лендингам и не считает их «менее безопасными», чем «обычные сайты». И если сайт сделан на каком-нибудь стандартном движке и не отвечает требованиям «крутости» дизайна, то он будет проигрывать нормальному лендингу с точки зрения продаж.

Про монетизацию сайтов и «волшебную таблетку»
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Периодически ко мне обращаются с просьбой дать рекомендации по поводу монетизации того или иного сайта (некоторые примеры можете найти здесь),  поэтому несколько общих мыслей на эту тему.

Во-первых, надо помнить, что клиентский сегмент изменился. Сейчас клиенты платят либо за товар либо за оказанную услугу. И если с товарами все более или менее понятно, то вот «за информацию» (информационные услуги) просто так уже никто не платит.

Во-вторых, монетизация всегда подразумевает получение определенной ценности либо  посетителями сайта (определенной группой посетителей) либо рекламодателями. С точки зрения монетизации контент не имеет ценности сам по себе, а ценен только своими потребителями.   

В-третьих, не бывает «волшебных таблеток». Монетизация – это всегда системная работа или комплекс простых мероприятий, проводимых регулярно. Нет и не будет решений или инструментов, которые позволят сразу получить «качественный эффект» и вместо 100 рублей ежемесячно приносить владельцу сайта 100 тыс. руб.

При рассмотрении каналов монетизации отталкиваетесь от клиентского сегмента – кто и почему посещает Ваш сайт, какую ценность Вы несете этому клиентскому сегменту  своим контентом или активностями на сайте и думайте, как превратить контент и активности в услуги, а услуги в дальнейшем – в деньги. 

Пропаганда
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
"Пропаганда" - это замечательная книга, написанная Эдвардом Бернейсом еще в 1928 году. В то время еще не было Интернета, а телевидение еще не считалось полноценным средством коммуникации. Но уже тогда были заложены теоретические основы PR - сознательного манипулирования привычками, вкусами и умами масс. В книге фактически дана схема, каким образом происходит проникновение той или иной идеи в умы людей. И хотя сегодня изменились каналы коммуникации с "пользователями", изменилась (и продолжает стремительно меняться) эффективность этих каналов, изменился сам "клиентский сегмент" и отношение людей к новой информации (и здесь уже можно смело вести речь о лояльности к источникам информации), информация сама стала товаром и обрела свойственные товарам характеристики свойства - тем не менее "основа" одна и та же - что 1928 году, что в 2014 году.

Любопытно было почитать и приведенные примеры, актуальные для того времени - было много любопытного и даже встретилось несколько знакомых фамилий и названий компаний. А вообще, чтение книг именно по прошедствии какого-то времени с момента их выхода - очень неплохая практика, которая позволяет оценить развитие "событий" (идей) в перспективе и понять теущую динамику происходящих сегодня процессов.

Эта книга прочищает мозги не хуже чем виски
Алексей Булатов, abulat.ru
abulat_krd
Вспоминая незабвенную фразу ковбоя из "Человека с бульвара Капуцинов" - "Эта штука прочищает мозги не хуже чем виски", смело можно применять ее еще и к книге Майкла Ньютона "Путешествие души (жизнь между жизнями)".

Причем, по большому счету даже почти не важно, правда написана в этой книге или автор так все талантливо выдумал, опираясь на свой опыт и знания психологии человека. Книга, безусловно, грандиозная, по своему замыслу и размаху.  И, конечно же, определенная неопределеннгость правдивости ее содержания оставляет интригу.

PS: Эту книгу необходимо читать вместе с предисловием.